Всероссийская
открытая олимпиада

для младших школьников
и учащихся средней школы

Творческое задание

Каждый год финалистам, участникам очного тура Всероссийской открытой олимпиады по русскому язык, предлагается дополнительное творческое задание, по результатам которого проходит отдельный конкурс, выбираются и награждаются победители. Финалисты в течение отведенного на очный тур времени (1,5 -2,5 часа в зависимости от возраста) помимо основных задач должны еще  сочинить собственный текст по заданным условиям (определенного жанра, на определенную тему и т.д.)
Нам также кажется полезным ознакомить наших будущих участников с работами победителей творческого конкурса прошлых лет. Ниже мы приводим несколько замечательных текстов, созданных в рамках финальных туров нашей олимпиады, с комментариями проверяющих. Можно увидеть и как выглядели задания, по которым создавались эти тексты.
Что касается оценивания творческих работ, то учителя вольны сами разработать систему оценки. Наш олимпиадный комитет исходил из того, что оценка должна быть дифференцированной, то есть включать в себя несколько составляющих, к примеру, три:  оценка содержательной стороны работы, жанровой и формальной. В качестве примера мы показываем критерии оценки текста «инструкция».

Из лучших творческих работ прошлых лет(финальные туры олимпиады)

 2 класс
Творческое задание: придумать к каждому из данных слов как можно больше образных описательных оборотов
Из записной книжки журналиста (образные описательные обороты)


Сумерки – это «плетение полотна темноты», «засыпание солнца», «вечернее покрывало, надетое на землю», «страшный ужас, который вселяет трепет», «небесное настроение».
Ветер – это «прохлада с голосом волка», «могучий богатырь, шевелящий верхушки деревьев», «лёгкое ощущение природы и свободы», «ребёнок космоса».
Улыбка – это «самое прекрасное выражение лица», «розовый месяц на губах человека», «радость и веселье перевёрнутой радуги», «два красивых полукруга», «радостный цветок жизни», «солнце на лице человека».
Тишина – это «крадущаяся невидимка», «неслышный призрак», «бесконечный покой и умиротворение».
Дневник – это «капитан школьных предметов», «ненавидящий «лебедей»», «хранитель оценок».
Каникулы – это «время, подаренное себе самому».

 Собранные здесь описательные обороты признаны лучшими, поскольку они  отличаются образностью и оригинальностью. Авторы этих миниатюр  демонстрируют богатый лексический запас, умение подобрать точное соответствие, используя переносные значения слов, изобразительно-выразительные возможности языка.

3 класс

Творческое задание.Инструкция(так выглядел бланк задания)


    Работа соответствует жанру инструкции.  Идея разработана до мелочей и представлена в виде интересного текста, написанного с юмором. Текст отличается лексическим богатством, синтаксической стройностью.
  Предлагаемые критерии оценки творческого задания «инструкция»
  1. Смысловой (осмысленность и логичность работы, оригинальность замысла, разработанность идеи, юмор, наличие/отсутствие фактических, логических ошибок).

  2. Жанровый (функциональный) (соответствие содержания жанровым требованиям, в конкретном случае – инструкции, её обязательным частям, заявленным в бланке).

  3. Формальный (лексическое богатство, стилистическая точность, синтаксическая стройность).


    4 класс
Творческое задание: Что дарит нам путешествие? Интересные места, яркие впечатления, удивительные происшествия, незабываемые встречи, чувство открытия нового… Представь себя путешествующим по родному городу, или ночной реке, или учебнику русского языка, или сказкам Андерсена. Что интересного ты там увидел? Что с тобой произошло? Поделись своими  впечатлениями в путевых заметках.

Путевые заметки

Шифрина Софья, МЭШ

Сначала я попала к Дюймовочке. Я видела, как её украли две противные жабы, как они её просили выйти замуж за ленивого жабьего сына. «Фу! – подумала я, - никогда бы на такое не пошла». Я хотела ей помочь, но вовремя вспомнила, что если я вмешаюсь, сказка станет совсем другой. К счастью, малышка Дюймовочка сама сбежала к мышке, но когда она отказалась выйти замуж за слепого крота, её выгнали, я не выдержала и позвала мою знакомую ласточку на помощь. Она помогла ей. А я решила пойти погулять в снежное царство. Но там всё тоже шло наперекосяк. «Снежная королева сделала злым и забрала мальчика Кая!» - сказала мне Герда. «Помоги!» Я сказала: «Я сама не могу» и позвала на помощь маленькую разбойницу, северных оленей и принесла сани. С помощью них Герда спасла своего названного брата. Наступила весна! А про остальные сказки я расскажу потом.
 
Работа показывает, что её автор хорошо знает мир, по которому путешествует, и его законы. При этом путешественник не является сторонним наблюдателем и, сопереживая героям, вмешивается в события, не нарушая сюжета сказки, – в этом оригинальность работы. Язык текста лексически богат и отличается синтаксическим разнообразием.


Путешествие по сказкам Андерсена

Дадонова Валерия, ГОУ СОШ № 171  город Москва

 

В начале путешествия я нашла сказочный замок у моря. Из моря выглядывала Русалочка – наверное, ждала Принца. Мимо пробежала маленькая Ида с букетом цветов. На лепестке ромашки я увидела Дюймовочку и Короля эльфов.
Я зашла в замок. В первом зале находился большой шкаф. Открыв дверцы шкафа, я заметила фарфоровых Пастушку и Трубочиста, Оловянного солдатика и Балерину, искусственного Соловья и Свинью-копилку.
Во втором зале на перинах Лежала Принцесса на горошине. У кровати спали три глазастых пса. Солдат с огнивом в руке стоял неподалёку.
В последнем зале находилась Принцесса с фрейлинами и Свинопас. Принцесса целовалась со Свинопасом, но, увидев меня, рассердилась.
Как только я вышла, около меня столпились утки  вместе с Гадким Утёнком. Взяв на руки Гадкого Утёнка, я его погладила.
Домой я поехала в напёрстке, в который была запряжена мышь. Путешествие мне понравилось.

  Герои  сказок Андерсена представлены полно и разнообразно,  этот мир не разделён на «территории» сказок – такой  приём позволяет автору  в  небольшом объёме работы  сказать о многом. Интересно, что те герои, которые у Андерсена оживают только в самой сказке – Пастушка, трубочист и другие, – здесь не оживлены, они – фигурки в шкафу.  Текст написан хорошим языком, отличается разнообразием синтаксических конструкций.
 

Прохаева Дарья, МЭШ

Осенним вечером я возвращалась из парка на лодке.
Уже село солнце и на горизонте виднелась лишь тонкая алая полоска. Вот уже и взошла луна, и река озарилась тусклым лунным светом. Но кое-где оставались куски земли под тенью деревьев. Тени напоминали загадочных существ. Одни были похожи на огнедышащих драконов, другие на сказочных эльфов. Я положила вёсла на дно лодки и течение само понесло меня. Речка была без развилок и я была уверена, что доплыву куда надо. Мне было не страшно в этом лунном свете. Лунные лучи ласкали мне руки, скользили по лодке. Но вдруг всё померкло – луна зашла за тучу. Теперь, когда луна скрылась, мне стало страшновато. Я как будто чувствовала, что на меня смотрит множество глаз.
Но вот луна вышла из-за тучи, сумрак рассеялся. Вот впереди показался мой дом. Я взялась за вёсла и поплыла к берегу.
 
Текст соответствует жанру путевой заметки и отличается красотой языка, что говорит не только о богатом словарном запасе автора, но и о том, что автор текста обладает живым воображением и умеет отбирать языковые средства. Текст эмоционален, его интересно читать.
   
Сказка полностью соответствует предложенной иллюстрации. Автору удалось уловить состояние, настроение персонажей и передать это в  тексте. Он интересен и оригинальным сюжетным поворотом: Дед Мороз напустил холода, сам замёрз и пошёл просить совета у людей (детей), которым холод не страшен, потому что они умеют спасаться работой и весельем. Сказка имеет стройную композицию, она написана хорошим языком, отличается синтаксическим разнообразием.



  5 класс
Творческое задание.

Задача журналистского расследования – представить своё видение проблемы, посмотреть на ситуацию со всех сторон, собрать разные мнения и докопаться до истины. Выбери одну из предложенных проблем, проведи журналистское расследование, запиши его ход и результат.
 

Кузьмина Арина, МЭШ, 5 класс


Куда уходит время


Я думаю, всем известно, что время уходит. Но куда? Давайте это выясним.
Я взяла интервью у совершенно разных людей и вещей.
- Уважаемая стрелка на часах, скажите мне, куда уходит время?
- Ну, возможно... Наверное. В небо, к птицам. Ведь птицы унесут время в далёкие края.
- Дорогая бабушка, скажите – куда уходит время? -  Время? Какая же ты глупая! Оно уходит в наши воспоминания!
- Милый камень, скажи мне, куда уходит время?
- А оно вообще никуда не уходит!
- Наимилейшая роза, скажите, куда уходит время?
 - Оно уходит в...в... ну, в землю!
Я взяла интервью у многих людей и вещей, но у каждого своё мнение. И как быть?
Куда же оно уходит, это время? Я ужасно запуталась.
 Ну и ладно! У меня есть и своё мнение. Я считаю, что время теряется, а не уходит. Мы растём и часть времени теряем.
А может, у разных людей и вещей время уходит в разные места?
Наверное, да!
 

Этот  диалог интересен прежде всего тем, что его автор находит на сложный, в общем риторический вопрос необычные  ответы.  Каждый из них соответствует образу:  для бабушки время уходит в воспоминания; для камня, бессчётное количество лет лежащего на одном месте и не ощущающего течения времени, никуда не уходит …   Текст чётко выстроен в жанре интервью со вступлением и заключением-выводом. Синтаксический строй речи разнообразен.